Только представьте себе - и "Доброуст" упрекают! Казалось бы - бесплатная молитва по соглашению, позволяющая добавлять тысячи имен для каждодневного поминовения, факты помощи, Псалтырь по усопшим, Евангелие за человека... Фонтан возможностей. Но... Если вы когда-нибудь бывали на богословских форумах, где обитают христиане, вы довольно быстро поняли, что заходить туда без дробовика просто опасно. Затопчут.

Люди веры часто бывают щепетильны в несущественных мелочах, но удивительно забывчивы в главном. Они забывают о том, что на частном и страшном суде к нам будет только один вопрос. Простой, и оттого страшный. "Как ты любил(а) и как состояние любви ты сделал практикой своей жизни"? Это простой вопрос, но попробуйте на него убедительно ответить. А пока мы вернемся к коротким молитвам...

Поясню, о чем речь. Основной вид молитвы в "Доброусте" - чтение молитвенных записок, похожих на церковные. Перед каждой запиской очень краткое прошение. И некоторые люди считают эту самую краткость "не молитвой вовсе". Мол, нет ощущения молитвы вообще.

Все просто.

Бог слушает не текст, а мысль. Самая большая молитва о помиловании, в целом, выражает очень короткую мысль "Господи, помилуй". Другое дело, что очень сильная молитва может содержать такие слова, что они именно вас (а не Бога) растопят, пробьют корку черствости и молитва, что называется, "пойдет".

Собственно, длинные молитвы нужны именно нам (не Богу). Хорошо составленная длинная молитва обращается к нашей совести и если она написана не перегруженным языком, сердце отзывается на смысл и душа начинает плакать. Из нас полилось покаянное чувство и это ценно, именно это и оправдывает длинные молитвы. Они могут "вытащить из нас эмоции".

Но и короткие молитвы могут быть столь же сильны. Молитва мытаря, Иисусова молитва ввели в Рай очень много людей, будучи короткими. Размер не является определяющим. Определяющим является состояние сердца. И да - понятно, что у многих состояние сердца таково, что нужен "допинг" в виде сильных слов.

На это можно сказать следующее.

Родные, не надрывайте себя. Молитва по соглашению будет работать, даже если вы будете сухо читать. Бог видит, зачем вы вообще занялись этим (видит мотив), понимает, какую цель вы преследуете (благую) и цепляется за любую возможность помиловать грешника. Он ждет наших слов, ждет их с готовностью миловать и миловать. Ему нужен лишь повод, самый ничтожный.

Мы садимся читать записки не ради собственного наслаждения. Цель куда серьезнее. Спасти наш род. Это возможно. Подчеркиваю красным - это возможно. Добавляете всех своих усопших предков на заупокойные записки и Псалтырь и... Вымолить можно и пьяницу и блудника. Лишь бы молились. Это возможно. Есть прецеденты. В этом же и чудо молитвы, что "аще чистого помилуеши - ничтоже дивно, но на мне грешном удиви милость свою", то есть, чудо молитвы, что она способна лечить раны упавших на дно греховного колодца.

Краткость выражает мысль.

Бога не надо "уламывать". Ему надо кратко передать мысль. "Я сижу перед монитором или залипаю в сотовый, потому что переживаю за этих людей (и за своих тоже)". Краткая мысль - как сильный импульс, прошибает облака и улетает в то неведомое измерение, где Царствует Бог.

Если совсем уж просто - мы можем себе позволить краткие молитвы, потому что просим не за себя. Наша цель настолько блага, что ее внутреннее наполнение дарует нам роскошь быть лаконичными. Когда некто на себе вытащил командира из под вражеского огня, ему не надо много говорить. Ему даже лучше многозначительно молчать. И так все понятно.

Вот и нам не надо тараторить. Достаточно кратко сказать перед каждой запиской "От прегрешений очисти и к лику праведных причти усопших раб Твоих..." - и имена, имена, имена. Все понятно и по сути.

А уже Господь, видя наши благие мотивы, даст ответ. Хочется верить, что это будет ответ милости.

Автор: Дмитрий Сиверс