Молитва по соглашению далеко не всегда встречается священством бурными овациями. Зачастую многие священники с подозрением и недоверием относятся к формам молитвы, которые "не индивидуальные", и задействуют более одного человека.

"Есть божественная Литургия, и это лучшая молитва по соглашению, чего вам еще надо" - спрашивают многие батюшки. Поскольку это довольно очевидный вопрос, предлагаю его рассмотреть подробнее. Итак, "молитва по соглашению или литургия"?

На самом деле ответ совсем простой. Литургия - это высшее, что есть в Православном христианстве. Это таинство мистического соединения с Господом. Вот таинство покаяния можно осуществить и дома (пригласив священника), причастие тяжело больного тоже обычное дело, но литургия в стандартных условиях (нет войны, нет гонений) служится только в храме, на освященном престоле. Литургия - это вообще единственный способ получить святые Дары.

Все на литургии подчинено именно этой задаче. Литургия (по замыслу создателя) венчается причащением всех верных христиан, присутствующих на службе (а иначе не было бы смысла разделять литургию на две части - "оглашенных" и "верных"). То есть, цель и задача литургии - получить от Господа в дар Тело и Кровь и принять их.

Кроме задачи собственно причастия верных есть и невидимая часть - проскомидия. Это когда из служебных просфор вынимаются частицы за каждое поданное имя о здравии или за упокой, а потом эти частицы опускают в чашу с просьбой омыть грехи этих людей честной кровью Господа.

Молитвы выше проскомидии на земле не существует.

Но...

Трудно представить себе батюшку, который будет говорить "Тетя Маша, ты подай своих близких на проскомидию, но ДОМА САМА НЕ МОЛИСЬ ЗА НИХ". То есть, стандартная риторика священника "о необходимости и самим тоже молиться за своих близких, а не отдавать все на откуп только священнику" прямо предписывает верующему некое молитвенное домашнее задание. Об этом очень много говорит и известный профессор богословия Осипов Алексей Ильич, критикуя современные практики "заказал и забыл", которые в ходу у очень многих православных христиан.

Именно задачу "самостоятельно молиться" и решает молитва по соглашению. Мы исповедались, причастились, пошли домой и продолжили молитву за наших близких. Не потому что "недостаточно помолились" или "не хватило благодати", а потому что задача литургии была - Тело и Кровь. Мы их приняли и пошли в мир. Работать, творить какие-то дела. В том числе и молиться за своих близких. В конце концов, это наши близкие, и священник не в силах жить, дышать, страдать только и исключительно моими проблемами. У него и свои дети и близкие есть. А потому забота о наших близких - на нас.

Которые, кстати, могут быть и не крещеные. В храме за них проскомидия совершена быть не может, а вот молитва по соглашению о приведении к вере - запросто.

Хорошо. Но зачем нужно это самое соглашение? Краеугольный, так сказать, камень, за который и критикуют эту молитву. Ведь именно массовость и пугает в данной молитве. Зачем вообще эту молитву называют "сильной"? Вот типа "литургия не сильная, а молитва по соглашению сильная"? Да нет же, это же передергивание. Литургия это общее дело верных, цель которого причастие (литургия и переводится как "общее дело"), а вот мои родные, которые сейчас дома, на работе - мое дело, дело моей совести и моего умения любить.

Теперь по поводу "силы молитвы". Не надо так пугаться этого термина. Молитва может быть невнимательной, и тогда ее результативность стремится к нулю. Это мало кого удивляет. И такую молитву можно назвать условно "слабой". И многие охотно допустят мысль, что в молитве старенького священника, который 60 лет у престола - много дерзновения, его молитва "сильная", в том смысле, что и сам батюшка научился быть внимательным в молитве, и у него просто есть заслуги перед Господом и его Господь слушает как старого друга.

Аналогично и с молитвой по соглашению. Молишься один - чувствуешь, что как в стенку долбишься. Помолился с кем-то и... ситуация меняется. Субъективно? Не соглашусь. Между "человек пьет и не причащается" и "бросил пить и причащается" разница кардинальна, а именно такие результаты - не редкость в молитве по соглашению.

Соборность и соглашение - вещи, проверенные практикой. Молишься один - не хватает сил, изменений не происходит (это не всегда так, но... зачастую). Причем тут надо заметить, что молишься не о новой квартире, а об избавлении от многолетней страсти. Помолилось за тебя сто человек и ты вдруг ощутил, что появились силы бороться со страстью. Результат? Результат.

Именно результативность и закрепила в людях жажду соборности. И православная магия тут не причем. Чудеса может творить только Господь. А раз они происходят, такая молитва Господом принимается. И не является "заменой литургии", будучи хорошей духовной практикой, которую в школе и ВУЗах называют "домашняя работа".

Дорогие батюшки, не мешайте вашим студентам выполнять ваше же духовное домашнее задание и не порицайте их, если они делают это не очень умело. Мы только учимся...

Автор: Дмитрий Сиверс