Озвучим вводную - усопший, за которого молятся в "Доброусте" снится и выглядит более радостным, чем ДО молитвы. Или вообще покойные начинают сниться чаще. И вообще, молитва по соглашению как будто пробудила тот мир. Начинают сниться странные сны. Давайте поразмышляем, в какие сны вообще можно верить, что мы подразумеваем под словом "верить" и как к этому явлению вообще относиться.

Вообще, Церковь знает немало фактов, когда важным персонажам Библейской истории снились сны, и они воспринимались ими вполне серьезно. Иаков и "лестница Иакова", по которой поднимались и спускались ангелы, или "ангел, явившийся Иосифу во сне и повелевший бежать с младенцем в Египет".

Церковное предание тоже полно свидетельств, полученных во сне. Самое известное из таких свидетельств так и начинается "когда я почивал на своем ложе" (спал, проще говоря). Речь идет об очень популярном у православных свидетельстве, известном как "Мытарства преподобной Феодоры", в котором повествование идет от лица Григория, учения Василия Нового.

Григорию во сне был показан и грядущий страшный Суд и данное сонное видение является одним из известных и любимых православными за свое красочное живописательное повествование и насыщенную драматургию. Почитать данное интересное свидетельство можно вот здесь.

Современные святые тоже довольно часто видели пророческие сны. Из книги про Иосифа Исихаста можно вычитать вот такое:

Однажды Старец увидел во сне, что идет по какому-то городу. И когда он дошел до городской крепости, некий человек показал ему впереди сад, очень красивый, со множеством плодоносящих деревьев и изобилием воды, и сказал ему: «Этот сад был уготован для тебя, но отдан даром Иоанникию». Когда Старец проснулся, он начал размышлять об этом сне: «Что бы это значило?» В итоге он пришел к такому выводу: «Одно из двух: либо Иоанникию дан этот сад, потому что он получил от меня молитву, либо Иоанникий умрет».

На следующий день пришел отец Анания и сказал:

— Старче, Иоанникия вырвало кровью.

Старец сказал:

— Это дитя умрет, я видел такой-то сон. Только не говори ему о том, что я видел.

— Я его отведу в Ватопед, там есть врач.

— Куда бы ты ни отвел парня, он жить не будет.

Таков был ответ Старца. Иоанникия отвели в Ватопед. Тамошний врач решил, что это желудочное кровотечение. Но Старец говорил, что кровотечение было легочное.

Иоанникий умер через шесть месяцев. Это был туберкулез, к которому у него была наследственная склонность. Воля Божия была в том, чтобы этот монах рано ушел из земной жизни. Парню было двадцать пять лет, он был высокого роста и крепкого сложения, но заболел неизлечимой в то время скоротечной чахоткой.


Иоанникий был молоденьким парнем, послушником старца. Кстати, мы в "Доброусте" соборно, по соглашению молимся за упокой Иоанникия. Присоединяйтесь.

Кстати, обратите внимание на важное слово из сна - "отдан ДАРОМ". То есть, Иоанникий как бы получил некое очень светлое место в Царстве небесном за молитвы старца. Для нас это важно в том смысле, что нашей соборной молитвой за усопших мы можем ходатайствовать о том, чтобы те усопшие, за которых мы молимся, тоже получили что-то даром... просто так. Многие из наших родных не вели жизни в Боге, но мы их любим и просим ради нашей любви Бога о подарке, о даре вечной блаженной жизни.

Но вернемся к снам. Есть ведь и рекомендации не верить снам. Поясню свое видение этого вопроса. В то, что сами сны бывают "необычные" верить можно смело. Как бы мы смело можем допустить, что сны, не являющиеся голым порождением нашего мозга, точно бывают. То есть, бывают сны, контактирующие с иным миром. Вот именно в это я верю.

Но это не означает, что СОДЕРЖАНИЕ сна автоматически должно приниматься на веру. Представьте, что вы вживую перед собой увидели пришельцев... инопланетян. И они вам что-то сказали. Вы после этого можете твердо утверждать, что верите в пришельцев, но это не означает, что вы верите каждому их слову. Вот так и со снами.

Собственно, сны (с моей точки зрения) ценны лишь тогда, когда они сообщают нам две важные вещи. Первое - это когда усопший лично во сне или через некий сюжет сообщает нам, что нуждается в молитве. Вторая важная вещь, сообщаемая нам сном, говорит о том, что "в том мире происходит некое шевеление". Допустим, сон подделан бесами и снится не родственник, а бесы. Но это тоже скажет о том, что бесы "засуетились", наша молитва вырвала их из зоны комфорта, подконтрольная им душа начала менять свой статус.

Собственно, любой сон интересен именно и только этим. Он должен побуждать к большей молитве. Любой сон, который вносит смущение, можно принять как "необычный" и "из того мира", но и воспринят нами, как "речь пришельцев" - да, я теперь верю в пришельцев, но это не означает, что я верю их словам про "мы пришли с миром..."

Автор: Дмитрий Сиверс